Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдает и слово Моё;
и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14,23).

В современной России идет активное усвоение западной культуры, особенно в деловой сфере. В то же время велик интерес людей к прошлому православной России, есть желание возродить утраченные благочестивые традиции. Подобная двойственность нарушает внутреннюю гармонию человека, негативно сказывается на его духовно-нравственном состоянии. Тут нужно сделать выбор.
Нравственные традиции русского купечества закладывались еще со времён Крещения Руси, когда торговые поездки соединялись с паломническими. Бурное развитие промышленности в России в XVIII веке подняло купеческое сословие на небывалую высоту. Самые значительные храмы стали возводиться при непременном участии отечественных предпринимателей.

Наиболее ярким примером этого является строительство Сергиево-Казанского собора Курска. Огромный вклад в дело сооружения внес купец Карп Ефремович Первышев. Проект будущего храма был заказан им лучшим архитекторам в Петербурге, по-видимому, кому-то из блестящих учеников знаменитого В. Растрелли. Активное участие в этом деловом проекте принял и известный купец Исидор Иванович Машнин, отец прп. Серафима Саровского. В1778 году собор был освящен при большом стечении народа.
Священный Синод в 1833 году отдал пред¬почтение величию Сергиево-Казанского храма, перенеся архиерейскую кафедру из Белгорода в Курск. Но и в последующем храм оставался на попечении купечества. Например, в 1907 году белгородским купцом П. Секлинниковым было пожертвовано 12 тысяч рублей на ремонт собора.
Очень примечательна история другого храма Курска - Воскресенско-Ильинского. Прихожанином его являлся купец Исидор Машнин и члены его семьи. В1788 году Воскресенский собор являлся главным храмом города. Своим образцовым содержанием храм во многом был обязан усердию церковных старост, которыми долгое время являлись представители известного купеческого рода Гладковых. В 1910 году они капитально отремонтировали Ильинскую церковь, на что братья Гладковы израсходовали из своих средств 100 тысяч рублей. За усердные труды во благо Святой Церкви Гладковы были удостоены высокой награды - ордена святой Анны III степени.
В 1797 году почетный гражданин Рыльска купец первой гильдии Иван Федотович фон -  Филлимонов приобрел у города усадебное место, на котором построил трехпрестольную каменную Успенскую церковь, освященную в 1811 году, а в 1840 году переименованную в собор. Рыльский Успенский собор - архитектурный памятник федерального значения, историческое, духовное и культурное достояние нашего Отечества.
Современный Рыльск - изумительно сохранившийся русский купеческий город. Старинные Покровский, Успенский, Вознесенский храмы, Свято-Николаевский мужской монастырь украшают его. Фактически все величественные строения воздвигнуты на средства купцов.
Можно привести много примеров существенного вклада курских купцов в строительство храмов. Так, на улице Старой Преображенской (ныне ул. Софьи Перовской) находилась Преображенская церковь, разрушенная в советское время. Деревянный храм здесь существовал еще с конца XVI века. Он упоминается в летописи 1612 года, во время осады Курска поляками под предводительством гетмана Жолкевского. Просуществовала церковь до 1786 года. В это время курским купечеством была выстроена двухэтажная церковь о пяти главах. Впоследствии Преображенская церковь расширилась, с северной и южной сторон к ней были пристроены приделы. Это был один из красивейших храмов Курска.
Среди курского купечества преобладала в основном частная церковная благотворительность. Всехсвятская церковь была заложена в Курске в 1813 году на кладбище за Херсонскими воротами по прошению купца второй гильдии С. И. Александрова в честь великомученицы Екатерины и построена на его средства в 1819 году. Освящена только в 1836 году во имя Всех святых.
Вдохновителем создания храма во имя преподобного Серафима Саровского был купец Иван Васильевич Пузанов, на средства которого он был и сооружен. На Покровскую церковь много жертвовали купцы Слядневы.
В1858 году в губернаторском доме на улице Херсонской (ныне Дзержинского) была устроена домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери на средства, пожертвованные Обществом курских купцов.
Вера в Бога и забота о спасении своей души определяли поступки русских православных купцов. В 1883 году курский купец Димитрий Сазонов по духовному завещанию оставил в пользу Свято-Троицкого женского монастыря 20 десятин земли в семи верстах от Курска. Здесь в 1890 году была воздвигнута церковь в память избавления Императора Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда. Храм был освящен во имя блгв. князя Александра Невского и равноап. Марии Магдалины, Небесных покровителей Императора и Императрицы. Так было положено основание возникновения села Шуклинки.
Огромной внутренней потребностью для курского купечества было живое участие в строительстве православных храмов и попечительство об их состоянии. В современной России для делового человека, занятого в предпринимательстве, имеются широкие возможности возрождения и укрепления ду-ховных благочестивых традиций в деловой сфере.

 

Священник Владимир АСЕЕВ,
настоятель храма сщмч. Онуфрия, архиепископа Курского, г. Курска.

"Курские Епархиальные Ведомости" № 15-16 (152-153) июль-август 2006 г.


 

Обновлено (03.12.2009 18:50)